На этой странице мы публикуем наши краткие консультации для бизнеса по актуальным вопросам составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, ведения бухгалтерского учета, налогообложения. Консультации основаны на нашем практическом опыте оказания аудиторских услуг и на наиболее часто задаваемых вопросах клиентов и пользователей сайта.
Мы заботимся о том, чтобы Ваш бизнес приносил прибыль, был полезен и безопасен для Вас и общества. Поэтому мы в краткой и доступной форме рассказываем Вам о рисках, связанных с ведением бизнеса и даем советы по их минимизации.
Если Вы обнаружили в своей деятельности риски, Вы можете также обратиться в нашу компанию за консультацией по интересующему Вас вопросу.
Риск отсутствия аудиторского заключения
Проверьте, не несет ли Ваша организация риск отсутствия аудиторского заключения по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в случае, если организация по своим критериям подпадает под проведение обязательного аудита в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательный аудит должен проводится в отношении отчетности организаций, подпадающих под критерии, определенные в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, отсутствие у организации аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности является грубым нарушением требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое влечет:
Основание: части 1 и 2 статьи 15.11 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 №195-ФЗ.
Риск не предоставления в ФНС отчетности в электронном виде
Проверьте, выполняет ли Ваша организация требования по предоставлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в Федеральную Налоговую службу РФ в электронном виде. Начиная с отчетности за 2019 год вступили в силу требования законодательства, в соответствии с которыми организации обязаны представлять отчетность в виде электронного документа в один адрес.
Основные требования в этой области:
Заголовочная часть формы бухгалтерского баланса дополнена информацией о том, подлежит или нет бухгалтерская отчетность обязательному аудиту, а также информацией, идентифицирующей аудитора организации.
Основание: Федеральный закон от 28.11.2018 №444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и Приказ Минфина России от 19.04.2019 №61н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 №66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Риск неполного раскрытия информации в отчетности
Проверьте полноту раскрытия Вашей организацией информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Раскрытие информации организация осуществляет в составе прочих пояснений к отчетным формам. Пояснения составляются в табличной и (или) текстовой форме и носят название "Пояснения к отчетности" или "Пояснительная записка".
Состав пояснений к отчетности организация определяет самостоятельно, но с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) 4/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 №43н), а также требований Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 №66н "О формах бухгалтерской отчетности организации".
Цель раскрытия информации в пояснениях - обеспечить пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации информацией для реальной оценки ее финансового положения, финансовых результатов ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период.
Наша компания при проведении обязательного или инициативного аудита проводит проверку полноты и достоверности раскрытия информации в пояснениях к отчетности, также может быть проведена проверка отдельных форм отчетности и пояснений к ней по согласованным процедурам.
Риск корректировки отчетности после ее утверждения
С 26 июля 2019 года вступили в силу изменения в законодательстве, в соответствии с которыми внесение изменений в годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации после даты ее утверждения запрещено. Данный запрет распространяется на организации, чья отчетность должна утверждаться в соответствии с законодательством или учредительными документами организации.
Допустимые сроки внесения изменений (корректировок) в отчетность установлены не позднее 10 рабочих дней от предельного срока утверждения отчетности соответствующим полномочным органом организации. После указанных сроков возможна только корректировка размерности отчетности (если отчетность сдана в рублях при требовании сдачи в тысячах рублей). Исправленная отчетность представляется в ФНС России для включения в ГИР БО.
Основание: Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Риск отсутствия внутреннего контроля в организации
Проверьте, организован ли в Вашей компании внутренний контроль за ведением бухгалтерского учета и подготовкой бухгалтерской (финансовой) отчетности, насколько этот контроль эффективен и оправдывает ли он затраты на свое функционирование. Требования к организации в компании внутреннего контроля предусмотрены в Федеральном законе от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В соответствии с требованиями законодательства экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что организация обеспечивает:
Консультации по организации эффективной системы внутреннего контроля, разработке документов по осуществлению внутреннего контроля или оценке эффективности функционирующей системы внутреннего контроля Вы можете заказать в нашей компании.
Риск отсутствия налогового мониторинга в организации
В настоящее время Федеральная налоговая служба РФ уделяет особое внимание полноте сбора налоговых платежей, в связи с этим, на первый план выходит организация системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогооблагаемой базы по всем налогам, которые компания должна уплатить в бюджет, за полнотой и своевременностью уплаты (налоговый мониторинг).
Требования к организации в компании внутреннего контроля в части исчисления и уплаты налогов содержатся в Приказе ФНС России от 25.05.2021 №ЕД-7-23/518@, этим же приказом регулируется раскрытие компанией информации о налоговом мониторинге (требования действуют с 1 января 2022 года).
Так, система внутреннего контроля компании, в части контроля за налогами, должна обеспечивать:
Консультации по организации налогового мониторинга или оценку эффективности функционирующих процедур налогового мониторинга Вы можете заказать в нашей компании, также наша компания проводит налоговый аудит - проверку правильности исчисления и уплаты налоговых платежей.
Риск отсутствия в организации контроля по ПОД/ФТ
Проверьте, насколько правильно организован в Вашей компании контроль по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Требования по организации такого контроля установлены Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В случае, если Ваша организация относится к организациям, выполняющим операции с денежными средствами или иным имуществом, то на нее распространяются все требования Федерального закона №115-ФЗ в полном объеме, что подразумевает: разработку Правил и программ контроля по ПОД/ФТ, назначение специального должного лица по контролю, проведение идентификации клиентов и выгодоприобретателей, анализ проводимых клиентами операций на наличие риска по ПОД/ФТ, отправку сведений об операциях в Росфинмониторинг.
Все организации, независимо от их отнесения к указанной выше категории, обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные меры по установлению и хранению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев:
Организация обязана раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах в своей отчетности в соответствии с установленными требованиями по раскрытию информации. В настоящее время в отношении юридических лиц установлен штраф за неисполнение требований по наличию актуальной информации о их бенефициарных владельцах (статья 14.25.1 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2011 №195-ФЗ).
Риски неправильной организации работы с кадрами
Проверьте, правильно ли организована в Вашей компании работа с кадрами, существует ли риск штрафных санкций по результатам проверок Инспекцией труда.
Риски Вашей компании могут заключаться в следующих моментах кадровой работы:
По результатам проведения проверки Инспекцией труда могут налагаться штрафы на работодателя, например, штраф за отсутствие специальной оценки оплаты труда.
Основания: "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 №197-ФЗ, Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 №195-ФЗ.
В нашей компании Вы можете заказать кадровый аудит, направленный на минимизацию указанных выше рисков, также наша компания проводит оценку системы оплаты труда, которая является обязательной для кредитных организаций.