В помощь бизнесу

На этой странице мы публикуем наши краткие консультации для бизнеса по актуальным вопросам составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, ведения бухгалтерского учета, налогообложения. Консультации основаны на нашем практическом опыте оказания аудиторских услуг и на наиболее часто задаваемых вопросах клиентов и пользователей сайта.

Мы заботимся о том, чтобы Ваш бизнес приносил прибыль, был полезен и безопасен для Вас и общества. Поэтому мы в краткой и доступной форме рассказываем Вам о рисках, связанных с ведением бизнеса и даем советы по их минимизации.

 

Если Вы обнаружили в своей деятельности риски, Вы можете также обратиться в нашу компанию за консультацией по интересующему Вас вопросу.

Риск отсутствия аудиторского заключения

 

Проверьте, не несет ли Ваша организация риск отсутствия аудиторского заключения по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в случае, если организация по своим критериям подпадает под проведение обязательного аудита в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

 

Обязательный аудит должен проводится в отношении отчетности организаций, подпадающих под критерии, определенные в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

 

Если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, отсутствие у организации аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности является грубым нарушением требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое влечет:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 5000 рублей до 10000 рублей;
  • повторное правонарушение может обернуться штрафом на должностных лиц в размере от 10000 рублей до 20000 рублей или повлечь дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

 

Основание: части 1 и 2 статьи 15.11 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 №195-ФЗ.

Риск не предоставления в ФНС отчетности в электронном виде

 

Проверьте, выполняет ли Ваша организация требования по предоставлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в Федеральную Налоговую службу РФ в электронном виде. Начиная с отчетности за 2019 год вступили в силу требования законодательства, в соответствии с которыми организации обязаны представлять отчетность в виде электронного документа в один адрес.

 

Основные требования в этой области:

  • Законодательством РФ введено требование по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (сокращенно - ГИР БО).
  • Единый ресурс ГИР БО ведет ФНС России.
  • Отчетность в ГИР БО предоставляется в электронной форме и подписывается квалифицированной электронной подписью.
  • ФНС России установлены контрольные соотношения для проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, размещаемой на ГИР БО.
  • Заголовочная часть формы бухгалтерского баланса дополнена информацией о том, подлежит или нет бухгалтерская отчетность обязательному аудиту, а также информацией, идентифицирующей аудитора организации.

 

Основание: Федеральный закон от 28.11.2018 №444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и Приказ Минфина России от 19.04.2019 №61н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 №66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Риск неполного раскрытия информации в отчетности

 

Проверьте полноту раскрытия Вашей организацией информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Раскрытие информации организация осуществляет в составе прочих пояснений к отчетным формам. Пояснения составляются в табличной и (или) текстовой форме и носят название "Пояснения к отчетности" или "Пояснительная записка".

 

Состав пояснений к отчетности организация определяет самостоятельно, но с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) 4/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 №43н), а также требований Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 №66н "О формах бухгалтерской отчетности организации". 

 

Цель раскрытия информации в пояснениях - обеспечить пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации информацией для реальной оценки ее финансового положения, финансовых результатов ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

 

Наша компания при проведении обязательного или инициативного аудита проводит проверку полноты и достоверности раскрытия информации в пояснениях к отчетности, также может быть проведена проверка отдельных форм отчетности и пояснений к ней по согласованным процедурам.

Риск корректировки отчетности после ее утверждения

 

С 26 июля 2019 года вступили в силу изменения в законодательстве, в соответствии с которыми внесение изменений в годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации после даты ее утверждения запрещено. Данный запрет распространяется на организации, чья отчетность должна утверждаться в соответствии с законодательством или учредительными документами организации.

 

Допустимые сроки внесения изменений (корректировок) в отчетность установлены не позднее 10 рабочих дней от предельного срока утверждения отчетности соответствующим полномочным органом организации. После указанных сроков возможна только корректировка размерности отчетности (если отчетность сдана в рублях при требовании сдачи в тысячах рублей). Исправленная отчетность представляется в ФНС России для включения в ГИР БО.

 

Основание: Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Риск отсутствия внутреннего контроля в организации

 

Проверьте, организован ли в Вашей компании внутренний контроль за ведением бухгалтерского учета и подготовкой бухгалтерской (финансовой) отчетности, насколько этот контроль эффективен и оправдывает ли он затраты на свое функционирование. Требования к организации в компании внутреннего контроля предусмотрены в Федеральном законе от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

 

В соответствии с требованиями законодательства экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

Внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что организация обеспечивает:

  • эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

 

Консультации по организации эффективной системы внутреннего контроля, разработке документов по осуществлению внутреннего контроля или оценке эффективности функционирующей системы внутреннего контроля Вы можете заказать в нашей компании.

Риск отсутствия налогового мониторинга в организации

 

В настоящее время Федеральная налоговая служба РФ уделяет особое внимание полноте сбора налоговых платежей, в связи с этим, на первый план выходит организация системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогооблагаемой базы по всем налогам, которые компания должна уплатить в бюджет, за полнотой и своевременностью уплаты (налоговый мониторинг).

 

Требования к организации в компании внутреннего контроля в части исчисления и уплаты налогов содержатся в Приказе ФНС России от 25.05.2021 №ЕД-7-23/518@, этим же приказом регулируется раскрытие компанией информации о налоговом мониторинге (требования действуют с 1 января 2022 года).

 

Так, система внутреннего контроля компании, в части контроля за налогами, должна обеспечивать:

  • правильность исчисления (удержания) полноту и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов;
  • выявление, оценку, минимизацию рисков неправильного исчисления и/или неполной уплаты налоговых платежей;
  • мониторинг процедур контроля в части исчисления и уплаты налоговых платежей.

 

Консультации по организации налогового мониторинга или оценку эффективности функционирующих процедур налогового мониторинга Вы можете заказать в нашей компании, также наша компания проводит налоговый аудит - проверку правильности исчисления и уплаты налоговых платежей.

Риск отсутствия в организации контроля по ПОД/ФТ

 

Проверьте, насколько правильно организован в Вашей компании контроль по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Требования по организации такого контроля установлены Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

 

В случае, если Ваша организация относится к организациям, выполняющим операции с денежными средствами или иным имуществом, то на нее распространяются все требования Федерального закона №115-ФЗ в полном объеме, что подразумевает: разработку Правил и программ контроля по ПОД/ФТ, назначение специального должного лица по контролю, проведение идентификации клиентов и выгодоприобретателей, анализ проводимых клиентами операций на наличие риска по ПОД/ФТ, отправку сведений об операциях в Росфинмониторинг.

 

Все организации, независимо от их отнесения к указанной выше категории, обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные меры по установлению и хранению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев:

  • регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
  • хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, не менее пяти лет со дня получения такой информации.

 

Организация обязана раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах в своей отчетности в соответствии с установленными требованиями по раскрытию информации. В настоящее время в отношении юридических лиц установлен штраф за неисполнение требований по наличию актуальной информации о их бенефициарных владельцах (статья 14.25.1 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2011 №195-ФЗ).

Риски неправильной организации работы с кадрами

 

Проверьте, правильно ли организована в Вашей компании работа с кадрами, существует ли риск штрафных санкций по результатам проверок Инспекцией труда.

 

Риски Вашей компании могут заключаться в следующих моментах кадровой работы:

  • Отсутствие или неверное составление Правил внутреннего трудового распорядка.
  • Не проведение или несвоевременное проведение Специальной оценки условий труда. Такая оценка должна проводиться в организации не реже 1 раза в 5 лет с участием специализированной уполномоченной организации, с которой должен заключаться договор на проведение оценки.
  • Отсутствие в организации утвержденных принципов оплаты труда (политики по оплате труда), предусмотренных требованиями Трудового кодекса РФ.
  • Неверное оформление трудовых договоров и личных карточек работников, ошибки в начислении заработной платы, в уплате налогов и взносов.

 

По результатам проведения проверки Инспекцией труда могут налагаться штрафы на работодателя, например, штраф за отсутствие специальной оценки оплаты труда.

 

Основания: "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 №197-ФЗ, Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 №195-ФЗ.

 

В нашей компании Вы можете заказать кадровый аудит, направленный на минимизацию указанных выше рисков, также наша компания проводит оценку системы оплаты труда, которая является обязательной для кредитных организаций.